Жуков остров

 
Жуков остров — местность в Киеве на правом берегу Днепра между озером Коник (простирается вдоль Столичного шоссе) и островом Водников, с которым соединяется дамбой (насыпана в 60-е годы XX столетия).
Название, вероятно, произошло от ручья Жуковка, который впадает в Днепр недалеко от Корчеватого. На последнем до середины 70-х годов ХХ столетия существовала Жукоостровская улица (исчезла вследствие снесения старой застройки).
Территория острова и прилегающая территория на берегу Днепра объявлена ландшафтным заказником городского значения.
Заказник «Жуков остров» по многим параметрам можно назвать самой ценной естественной территорией г. Киева. Во-первых, на его территории сохранились в неизменном виде древнейшие пойменные ландшафты, характерные когда-то днепровской заводи, и уничтоженные при создании каскада днепровских водохранилищ. Во-вторых, из многочисленных публикаций и материалов научных работников понятно, что на этой территории сосредоточено большое количество занесенных к Красной книге Украины растений и животных, а также включенных к Зеленой книге Украины растительных группировок. На острове свыше 120 видов ценных растений: лекарственные травы, 150-летние вязы и грабы, достигшие 30-метровой высоты. Много редких пернатых: белохвостые орланы, занесенные в Красную книгу, куропатки. Сюда прилетают перелетные птицы. Есть горностаи, выдры, бобры, куницы, ласки. В заливах и старом русле Днепра нерестятся около трех десятков рыб.
В давние времена остров называли урочищем Жуковка, и вместе с островом Монашеским он принадлежал Киево-Печерской лавре . Монахи использовали его как пастбище, а также как место для рыбалки. В 1869 году на Жуковом острове построена была деревянная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы.

Визитной карточкой Жукова острова является недостроенный железнодорожный тоннель под Днепром, так называемое «сталинское метро». Капитальная, полузатопленная водой шахта и по сегодняшним меркам свидетельствует о масштабности строительства. В 1936 году с целью усиления Киевского укрепрайона предусматривалось строительство подземного перехода с острова на Осокорки. В селе Корчеватом тогда для секретного строительства соорудили материальные склады, ремонтно-механический завод, гаражи и стоянки. На берегу Днепра обустроили базу для ремонта судов и понтонов. В работах принимало участие около двенадцати тысяч человек, для нужд которых сооружались бани, котельные, столовые, санитарные части, общежития, магазины, клубы. Война остановила эти работы. А после победы продолжение строительства было признано нецелесообразным. После пуска в 1974 году Каневской ГЭС и повышения уровня воды в Днепре, тоннели оказались в большинстве своем затопленными, и все вопросы относительно их дальнейшего использования отпали сами по себе.
Здесь, на Жуковом острове, на базе отряда подводно-экспедиционных работ, на постаменте установлен минный катер МК-4, построенный в Ярославле в 1942 году. В1981 году киевские водолазы превратили катер в береговой музей боевой и трудовой славы.
На Жуковом острове не раз планировали создать музеи под открытым небом. В частности, он мог бы войти в мемориальный Пояс боевой славы города-героя, так как на его территории и при обороне, и при освобождении города велись жестокие кровопролитные бои. Кроме того, активисты общества охраны памятников в свое время выступали с идеей построить на острове музей науки и техники. Но пока идеи так и не воплотились в жизнь.