Украинские рестораны остаются без посетителей и вынуждены закрываться

Экономический спад и политическая неопределенность вынуждает большинство украинцев затягивать пояса и экономить буквально на всем – от крупных покупок до развлечений и походов в рестораны. Последние особенно пострадали от происходящих в стране с конца прошлого года событий. Из-за существенного падения посещаемости заведений общепита многие из них вынуждены работать себе в убыток. В такой ситуации удержаться наплаву не так уж просто. С начала текущего года только в Киеве закрылось уже более 100 заведений. Эксперты предрекают уход с рынка еще большего количества общепитов в ближайшие несколько месяцев. Наиболее защищенными в такой ситуации будут сетевые заведения. Богач-бедняк Проблемы украинских рестораторов начались еще в конце прошлого года, когда в Украине начались массовые протесты против власти бежавшего из страны экс-президента Виктора Януковича.

"С начала так называемой революции начался кризис в украинском бизнесе вообще и в ресторанном в частности. Январь традиционно для ресторанного бизнеса был достаточно вялым, однако и февраль, несмотря на ожидания рестораторов, был таким же плохим. Окончательно стало понятно, что начался кризис в марте, который был еще хуже, чем зимние месяцы", - говорит директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. По ее словам, экономический кризис в Украине, последовавший вслед за политическим, практически мгновенно отразился на заведениях общепита. Уже с начала года наблюдался существенный отток посетителей, снижение выручки рестораторов и, как следствие – падение прибыли. По данным "Ресторанного консалтинга", падение посещаемости для каждого отдельного заведения было разным – от 10% до 50%, однако в среднем рестораны потеряли около трети своих посетителей. Примечательно, что если в кризис 2008 года больше всего пострадали заведения, ориентированные на средний класс, то в нынешней ситуации, наибольшее снижение посещаемости наблюдается в общепитах "противоположных полюсов" - элитного и дешевого сегментов. "Это связано с тем, что элитные рестораны потеряли большую часть своих клиентов, которые в связи с последними событиями уехали жить за границу. Во-первых, не секрет что очень многие чиновники предыдущей власти, их персонал и семьи, были достаточно весомой частью посетителей элитного сегмента. Во-вторых, из-за неопределенности в стране и начала военных действий на Востоке, выехали за границу хорошо обеспеченные люди, у которых была такая возможность, - отмечает Насонова. - В то же время пострадал и нижний ценовой сегмент. Потому что те посетители, которые ранее могли позволить себе лишь дешевые заведения, после существенной девальвации нацвалюты и последовавшей инфляции вынуждены отказаться от визитов в кафе-бары вовсе". Кроме того, заведения нижнего ценового сегмента, как правило, работали на грани рентабельности. Поэтому при существенном росте цен на продукты были вынуждены соответственно повышать цены. Как следствие, отток посетителей в некоторых дешевых заведениях составил более 50%. При этом рестораны среднего сегмента всегда работали с "запасом", и при существующей инфляции в стране имеют возможность удерживать цены.

Природный отбор Эксперты ресторанного рынка констатируют: снижение посещаемости и выручки удается пережить далеко не всем заведениям. "Уже начиная с начала года мы наблюдали закрытия разных ресторанов по всей стране. Прежде всего, начали закрываться заведения слабые концептуально, с низким уровнем сервиса, плохой кухней, интерьером, то есть те заведения, которые и в хорошие времена чувствовали себя не очень", - уверяет Насонова. По ее словам, также сильно пострадали рестораны, находящиеся на арендных площадях с завышенными ставками. Учитывая, что у большинства заведений стоимость аренды была традиционно привязана к доллару, девальвация гривны привела к росту арендной платы. Наряду со снижением выручки такие рестораны перешли в разряд убыточных и были вынуждены закрыться. Одним из наиболее громких закрытий последних месяцев стала рюмочная "Мужики", состоявшая из трех заведений в Киеве. Сеть открылась лишь в августе 2013 года, но неплохая концепция и низкие цены в первые месяцы работы заведений привлекали немало посетителей. Однако руководство рюмочной призналось, что кризис очень сильно повлиял именно на этот сегмент. В конечном итоге инвесторы приняли решение приостановить развитие сети и закрыть уже существующие рестораны, отметив, что в будущем возможен перезапуск проекта.
 

По словам участников рынка, бонусные программы и скидки в период кризиса особо пользуются популярностью украинцев. "Посетители стали более падкими к разнообразным акциям. Большая скидка, бесплатное блюдо и подобные акции сейчас работают лучше всего", - утверждает Насонова. По ее словам, многие рестораторы надеялись, что с осени в стране начнется рост деловой и потребительской активности. Однако этого не произошло и стало понятно, что в ближайшие месяцы борьба за выживание продолжится.
 


По материалам 112.ua